Бюро русскоговорящих экспертов Парижа
Русскоговорящие эксперты Парижа
sarafan.buro@gmail.com

Быть независимым экспертом

Дипломированный искусствовед и специалист европейского арт-рынка Екатерина Тандиль рассказывает о тонкостях профессии
Екатерина Тандиль — независимый эксперт, дипломированный искусствовед и специалист европейского арт-рынка. Уже много лет Екатерина сотрудничает с аукционными домами Европы и проводит экспертизу произведений русского искусства, предметов декоративно-прикладного искусства, живописи и графики, икон, писем и манускриптов, редких русских книг.

С 2011 года Екатерина сопровождает ряд музейных собраний России в поиске произведений для пополнения и восстановления коллекций, возвращении утерянных предметов. Постоянные клиенты Екатерины — ГМЗ «Петергоф», «Китайский дворец Екатерины II» в Ораниенбауме, ГМЗ «Царское Село», музей театра в Санкт-Петербурге и другие коллекции разного масштаба.

Сарафан-бюро поговорил с Екатериной и узнал тонкости работы в этой сфере.
Екатерина, как вы стали экспертом по русскому искусству? Где вы учились?
Я заканчивала искусствоведение в Санкт-Петербургском Университете Культуры и Искусств, потом две магистратуры в Сорбонне и Школе Лувра уже в Париже — одну по искусствоведению, другую непосредственно по арт-бизнесу, чтобы легче ориентироваться в юридических вопросах, касающихся экспертизы и торговли произведениями искусства.

Дальше, конечно, только опыт и работа. Я много лет занималась сопровождением крупных частных коллекций и потихоньку начинала работать с аукционными домами на русские предметы.

Ваша специализация — русское искусство, с какими аукционами вы работаете?
Я работаю как независимый эксперт по русскому искусству с разными аукционными домами по всей Франции. Но спектр в моём случае очень широк. Работая за границей, к сожалению, невозможно быть специалистом только по русской живописи или только по русским документам. В этом случае не будет достаточного количества предметов, чтобы это можно было называть работой. Так что занимаемся всем, что связано с Россией и её историей.

С аукционным домом Osenat один раз в три месяца делаем большие специализированные аукционы по русскому искусству, в которых очень большой спектр охвата эпох и тематик. Следующий как раз
12 и 13 июня в Версале.

С кабинетом экспертизы старой живописи Cabinet Turquin вместе работаем над русской классической живописью.

С небольшим аукционным домом Cazo в Париже на сентябрь готовлю аукцион архивов белой эмиграции. Аукционисты из разных концов Франции часто обращаются с иконами и просто с тем, что случайно находят и что кажется русским.
Много ли русского искусства во Франции и в Париже в частности?
Дмитрий Стеллецкий. Вид Кремля. Продан за 113 750 Osenat Versailles
Довольно много. За счет разных волн русской эмиграции многие предметы были вывезены и спасены эмигрантами. Советский Союз многое продавал иностранцам. Художники в эмиграции так же продавали свои работы тем, кто покупал — и французам, и иностранцам.

Во Франции до сих пор удается находить удивительные вещи. Недавно мы нашли огромную картину Дмитрия Стеллецкого. Дедушка нашего продавца купил ее в 1930х годах и так с тех пор она и двигалась в семье из гостиной на чердак, дедушке нравилась, бабушке — не очень. Потом подарил ее своей внучке. Она хоть и знала, что Дмитрий Стеллецкий был известным художником, много работал во Франции, но не особо представляла ценность картины. Была приятно удивлена и оценкой, и финальным результатом больше, чем в сто тысяч. Такие занятные истории есть в каждом аукционе. А уж сколько находок наши продавцы сделали в свое время на блошиных рынках или по чистой случайности…
Кто в основном покупает предметы русских мастеров? Наши соотечественники или французы?
Фирс Журавлёв. Продана за 172 800 на Аукционном доме Libert, Paris
Так или иначе это представители русской культуры. Те, кто выехал из России или остался, наследники эмигрантов или иностранцы, связанные с Россией.

Хорошие процент предметов возвращается в Россию. За последние годы много хорошего удалось вернуть в музеи, некоторые когда-то коллекционеры-любители сегодня открыли частные музеи или активно выставляют свои коллекции. В целом тенденция по восстановлению российской истории и ее сохранению очень позитивная.

Как подбираются лоты для аукционов?

По крупицам. Отсеиваем все, что нам приносят и выбираем то, что имеет значение. Во-первых, пытаешься выделить подделки, а они есть в принципе на всё. Дальше отбираешь то, что имеет какую-то историческую, художественную и прочую ценность. Плюс спустя годы уже появилось какое-то понимание того, что ищут клиенты, что имеет значение, да и работает собственное чутье на то, что важно для понимания того или иного периода.
Собственнику предметов искусства выгоднее продавать на аукционе или через владельцев антикварных лавок?

На сегодняшний день я бы сказала — аукцион. Антиквары, к сожалению, сильно пострадали в последний год. Привычные центры искусства — крупные мировые блошиные рынки, районы антикваров — недоступны для иностранцев. Аукционисты оказались более адаптированными к новым реалиям и на момент кризиса имели отработанные методы продажи дистанционно на интернет-платформах: вроде Бидспирит, Друо или Инвалюэйбл. Иностранцы продолжили покупать через интернет. Для сегодняшнего рынка это стало ключевым моментом. Плюс за последние годы все результаты продаж стали доступны в интернете, можно посмотреть котировки на любого художника. Антикварам стало сложнее отстаивать более выгодные для продавца цены. Это всё верхушка айсберга. Рынок — сложная штука и антикварам с аукционистами взаимодействовать не всегда легко.
Покупают в основном одни и те же люди, собирая коллекцию? Или есть единовременные покупки?
Зинаида Серебрякова. Зелёные яблоки. Участвует на аукционе Osenat Versailles 13 июня
Конечно, есть коллекционеры, которых я уже знаю годами. На самом деле очень здорово наблюдать за их становлением и коллекциями. Порой находишь что-нибудь и сразу в голову приходит кто-то конкретный, думаешь, что этот предмет отлично подчеркнет ту или иную тематику в чьей-то коллекции.

Новые люди появляются всё время. Новые коллекционеры на разные области русского искусства и просто кто-то, кто давно искал, скажем, икону со Святым Николаем на День рождения сыну и очень рад своей покупке. В аукционах представлены предметы очень разной ценовой категории и по финалу многим доступна возможность прикоснуться к русской истории, купив себе что-то милое и небольшое домой.
Расскажите о грядущем аукционе 12 и 13 июня в Версале. Самые интересные лоты?
Сергей Судейкин. Праздник в Грузии. Участвует в аукционе Osenat Versailles 13 июня
Летний русский аукцион в Версале с Osenat собрался довольно большим и пройдет в два дня — 12го и 13го июня. Первый день — книги и документы, большая коллекция икон, предметы и русское серебро. Второй день — только живопись. Прекрасная ранняя Зинаида Серебрякова, живопись Евгения Лансере, большой и никогда не представлявшийся ранее на торги Сергей Судейкин, Константин Сомов и многие другие.

В июне мы предложим две интересные коллекции живописи на тему художников 1920х — 1930х годов: «Два полюса» и известную в России коллекцию Александра Заволокина. Мы представим небольшой её фрагмент на тему художников, выпускников известных дореволюционных школ, которые после Революции остались в России. Чистая линия авангарда до соцреализма. Коллекция подзабытых имен, но высокого качества и очень характерная для представления пост революционного периода российского искусства.

Вторая коллекция — художники белой эмиграции. Среди них Константин Коровин, Серж Ферра, Жорж Лапшин и малознакомых широкой публике, но очень хороших имён. Коллекция очень полная и нам удалось показать разницу движений и восприятий художников, которые остались на изменившейся Родине и тех, кто оказался в эмиграции со всеми ее сложностями.
Русское искусство на аукционе Osenat
HÔTEL DES VENTES DU CHÂTEAU
13, avenue de Saint-Cloud 78 000 VERSAILLES

ПРЕДАУКЦИОННАЯ ВЫСТАВКА
Четверг 10 июня с 14.00 до 18.00
Пятница 11 июня с 10.00 до 18.00
Суббота 12 июня с 10.00 до 12.00

ТОРГИ
Суббота 12 июня с 10.00 лоты с 1 по 77
В 14.00 лоты с 78 по 213
Воскресенье 13 июня в 14.00 лоты с 214 до 344

КОНФЕРЕНЦИЯ — РУССКОЕ ИСКУССТВО В ЭМИГРАЦИИ
Пятница 11 июня в 19.00
Ведёт Андрей Корляков — историк-иконограф

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ БЛОГА

БУДЬ В КУРСЕ СОБЫТИЙ,
ПОДПИШИСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
E-MAIL
ВАШЕ ИМЯ
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
КОНТАКТЫ
Есть вопросы и предложения, вы хотите быть в каталоге?
Напишите нам!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности