Бюро русскоговорящих экспертов Парижа
Русскоговорящие эксперты Парижа
sarafan.buro@gmail.com

Русская фотография в Париже

Беседа с основательницей галереи русского современного искусства
в Париже Лизой Фетисовой
Лиза Фетисова приехала в Париж в 2001 году, а в 2007 открыла свою фотогалерею Liza Fetissova — раньше галерея называлась Russiantearoom gallery. Сегодня Лиза работает с российскими художниками и фотографами в режиме pop-up (и не только). Сарафан-бюро узнал, что такое «галерея pop-up» и где найти новое пространство в Париже.

Лиза ведёт интересный и смелый инстаграм аккаунт @lizafetissova_gallery, где показывает, что современное искусство — это не страшно, безопасно, любопытно и даже весело.
Как вы попали в Париж?
Лиза Фетисова в интерьерах выставки «Une Histoire de Famille»
Я родилась и выросла в Москве, а в Париж приехала в 25 лет. Я хотела уехать из России. Училась в английской спецшколе, меня тянуло в Англию. Франция случилась незапланированно. В России мне некомфортно, отношения между людьми построены на неуважении. Меня это отталкивает.

В Париже я окончила курс «Менеджмент в области культуры» в Университете Париж 8, но быстро стало ясно, что вакансий в этой области мало. А те, что есть, быстро расходятся по знакомым знакомых и родственникам.

Я решила, что сама займусь своей карьерой и начала как агент, потом открыла свою галерею, не зависимую от чьих-то вкусов и желаний.
Как вы развивали галерею, находили фотографов? Как пришёл успех?
Посетители в пространстве Russiantearoom gallery
Russiantearoom задумывалась как concept store. Во Франции мало знают о современной России. Мне хотелось соединить современных русских авторов, работающих в разных областях — мода, искусство, даже кулинария. Но с моим смешным бюджетом это было неподъёмное дело, и я стала заниматься русской фотографией. В сфере искусства сложно выжить без инвестиционной подушки и контактов, особенно контактов, но мне просто везло. Плюс у меня есть чутьё, которое появилось благодаря маме. Она меня водила часто в музеи, где я училась смотреть и понимать искусство.

Галерея находилась в 9ом округе. Я всё делала интуитивно, и всё получалось. Начала с Сергея Максимишина, Евгения Мохорева. Я первая представила молодого Олега Доу, с которым работаю до сих пор. Он быстро стал международной звездой. Быстро появились клиенты, о галерее начала писать пресса — LeMonde, Libération, ParisMatch, Télérama, PHOTO. Я представляла не только на тот момент экзотическое искусство, но и очень качественное. Вкус меня не подвёл.

Второе помещения я искала долго. Нашлись 200 кв. м. в галерейном районе Марэ. На цокольном этаже царила атмосфера русской гостиной. Здесь я сосредоточилась на фотографии, в основном на нашей, русской, но иногда показывала и нерусскую. Но арендные обязательства топят многие галереи. Мой бизнес очень непредсказуемый. Методом проб и ошибок я выбрала другой способ существования и развития галереи, а именно pop-up режим.
Что это такое, расскажите подробнее?
Это формат временной галереи или магазина, которые открываются на небольшой срок — от нескольких дней до нескольких месяцев. Нет необходимости снимать помещение и быть к нему привязанной. Мне хочется помещать искусство там, где происходит взаимодействие со средой, где у работ появляется контекст. Я ищу атмосферные семейные магазины или ателье. Мой первый опыт pop-up галереи был внутри здания Central Dupon. Это одна из самых старых мастерских фотопечати Парижа. Там всё было очень спрятано и секретно: чтобы попасть ко мне, надо было пройти через цех монтажа, работающих людей.

Недавно законченный проект «Une Histoire de Famille» — выставка в квартире в буржуазном районе, где был сохранён интерьер 60ых годов. Посмотрите короткое видео, не пожалеете.
Половицы паркета, и мебель, и вся обстановка в целом законсервированы и полностью жилая.
Фотография выставки "Une Histoire de Famille" Angel de Munter et Emile Rannou
В этой прекрасной квартире удалось сделать проект с погружением. Современность говорила с прошлым. Удалось создать диалог вещей. Каждая вещь, каждый предмет искусства, а в выставке в квартире участвовали уже не только фотографии, но и живопись, разные объекты и даже ювелирные предметы, все могли рассказать историю и конкретной семьи, и каждого посетителя. Это был чудесный проект.

Сейчас галерея работает в режиме шоурума в 16ом районе. Новые технологии дают больше возможностей. Сейчас я общаюсь со зрителем в том числе и в инстаграме, рассказываю, что искусство — для всех и обо всех, оно возвышает, даёт пищу для ума. Иногда мы делаем весёлые видео, а иногда у нас танцы. Даже мой личный профиль @lizafetissova обозначен как dancing gallerist.
Как вы отбираете работы и авторов, кого представляет галерея?
Vadim Gushchin "Colored Envelopes #12", 2010 // 2/10, 40×60 cm, Lambda print
Я занимаюсь в основном русской современной фотографией. Иногда делаю и исключения для особенных авторов, которых нельзя не показать. В этом и есть моя особенность.

Принцип отбора очень простой — фотография должна быть, с одной стороны, очень сильной, то есть, иметь индивидуальный визуальный язык, быть конкурентоспособной и отличной от всего остального одновременно, а с другой стороны — продаваемой. Я должна быть уверена, что я могу ее продать, всё-таки это бизнес!
Мы приглашаем всех знакомиться с Лизой Фетисовой и ее галерей. С серьёзным сайтом галереи lizafetissova.com, а также с и нескучным инстаграм аккаунтом @lizafetissova_gallery. Желаем удачи Лизе! Сарафан-бюро будет следить за её новыми выставочными проектами.

SERGEY MAXIMISHIN

Theological college.

Dagestan

2008

DANILA TKACHENKO

12. The world's largest

diesel submarine

Russia, Samara region, 2013

ANGEL DE MUNTER

Imperial Russia

2015

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ЖУРНАЛА

БУДЬ В КУРСЕ СОБЫТИЙ,
ПОДПИШИСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
КОНТАКТЫ
Есть вопросы и предложения, вы хотите быть в каталоге?
Напишите нам!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности