Бюро русскоговорящих экспертов Парижа
Русскоговорящие эксперты Парижа
sarafan.buro@gmail.com

Анастасия Жолен, автор книги «огонек»

Сарафан-бюро поговорил с автором актуального романа о современной России, только что вышедшего на ЛитРесе
Чуть больше месяца назад парижанка из России Анастасия Жолен опубликовала на «Литрес» книгу «Огонёк». История и персонажи вымышленные, однако идеями для сюжета послужили реальные, довольно нашумевшие в свое время события из биографий известных журналистов, правозащитников и общественных деятелей: Анны Политковской, Галины Тимченко, Лизы Глинки, Антона Носика и других. Роман в каком-то смысле «диссидентский», но все же не столько о политике, сколько «о героях нашего времени» и жизни в России последних тридцати лет.
«Мечта эмигранта», так отозвалась о книге читающая ее и проживающая в Париже подруга писательницы.
Сарафан-бюро поговорил с Анастасией о том, как зарождалась идея для романа, о мыслях и творческих планах.
Анастасия, поздравляем тебя с выходом книги. Это, безусловно, огромное достижение, практически, как рождение ребенка. Почувствовала ли ты облегчение, когда книга была опубликована на ЛитРес?
Я бы не назвала то чувство облегчением, а, скорее, ощущением внезапно образовавшейся в моем сознании пустоты. Ведь в нем в течение последних трех лет соседствовали два мира: реальный, в котором живу я, и вымышленный мир моих героев. Последний в процессе написания книги принадлежал только мне — я могла внести в него какие угодно изменения, могла ни с кем им не делиться и навсегда оставить при себе в доступнoм только мне вордовскoм файлe. В день же, когда отправила роман на публикацию, он зажил своей жизнью, и я, можно сказать, физически чувствовала, как мир придуманных мною людей переместился из моих мыслей и стал частью реальности, доступной пользователям Литресa точно так же, как мне. Отсюда ощущение пустоты вместе с волнующим осознанием того, что я больше ничего не могу изменить в написанной истории. Она останется такой, какой ее опубликуют и узнают читатели.
Ты уже семь лет живешь в Париже, работаешь в Caisse des Dépôts. Не каждый банковский работник пишет книги. Kак тебе пришла в голову идея написать роман?
Анастасия Жолен
Она пришла мне в голову задолго до Caisse des Dépôts, еще в студенчестве. Я всегда любила читать, в школе больше всего любила уроки литературы, получала хорошие оценки за сочинения и однажды на каникулах после второго или третьего курса поняла, что хотела бы написать большой художественный роман. Вот только совершенно не представлялa, чему его посвятить. Села за компьютер, просидела перед ним несколько часов и не придумала ничего, кроме того, что у главного героя будет собака по кличке Рэй. Спустя 15 лет я снова вернулась к идее попробовать себя в писательстве, но на этот раз уже точно знала, о чем напишу. Эпизод про собаку Рэя я, кстати, добавила. В нем не было необходимости, ни какого-то литературного замысла, просто это же важно и приятно сбывать свои мечты, разве нет?
Помнишь ли ты свои чувства, когда была написана первая страница?
Работа над книгой не останавливалась даже во время отдыха от основного занятия Анастасии
Честно, не помню, да и на самом деле я начала писать свою книгу не с первой страницы, а так, как привыкла работать с большими текстами за годы своей юридической практики. Первым делом подготовила краткий план с пунктами, затем расширила его подпунктами, после к каждому подпункту добавила по абзацу с примерным изложением того, что будет происходить с героями в конкретный год. Получился очень подробный план с большим количеством абзацев. Эти абзацы и продолжила последовательно превращать в страницы, но день, когда была готова первая, сейчас уже не вспомню.
Я знаю, что у многих писателей складывается определенный ритуал. Перед творческой работой авторы настраиваются. Кто-то пьет залпом 3 чашки кофе (иногда и не кофе), кто-то поёт или качается на стуле. Сложились ли у тебя писательские привычки?
Да, и они тоже связаны с чашками. Утром, перед тем, как устроиться поудоблее с ноутбуком, я делала себе кофе с молоком в большом кофейном утреннем стакане. После обеда — двойной эспрессо в маленьком послеобеденном стаканчике. Еще через пару часов заваривала чай уже в другой, но тоже в писательской кружке и, если садилась за книгу после ужина, то пила тизан в специальной вечерней кружке. Если нужная чашка была в посудомоечной машине, то я ее доставала и мыла вручную, другую чистую не брала. И, как бы не звучало, без соответствующих времени суток чашек и напитков настроиться мне не удавалось.
Какие книги для тебя самые важные в жизни? Оставили наибольшее впечатление?
Анастасия с мужем и ребенком во время путешествия
На такие вопросы всегда непросто отвечать: приходится делать оговорки, чтобы не упоминать десятки произведний и не создать искаженного представления о своих литературных вкусах, предпочтениях. Мне хотелось бы назвать много книг, которые по разным причинам считаю сыгравшими важную роль в моей жизни, но, если ограничиться теми, что я перечитывала наибольшее количество раз, то это «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце». Понимаю, что никого не удивлю таким набором, но я действительно не могу представить без них ни свою жизнь, ни свое мировоззрение, ни вообще русский язык. Если говорить о книгах, оставивших наибольшие впечатления, то в первую очередь на ум приходят те, что были прочитаны в юности. «Нетерпение сердца» Цвейга, «Воскресение» Толстого, романы Ремарка, Кундеры, Драйзера… Из прочитанного за последние годы больше всего, пожалуй, впечатлили «Лавр» Водолазкина, «Крутой маршрут» Гинзбург и «Заххок» Медведева. Зарубежная литература почему-то уже не так западает в душу.
Долго ли ты вынашивала идею, придумывала сюжет?
Я долго искала основную идею. Ничего конкретного, толкового не приходило в голову, но однажды щелкнуло: определилась с темой, поняла, кто будет главным героем книги, чем она начнется и чем закончится. И дело пошло. C cюжетной линией определилась намного быстрее.
Что послужило основой для сюжета?
Мой роман из категории фикшн. Иными словами, история и персонажи вымышленные, однако основой для сюжета послужили реальные, довольно нашумевшие в свое время события из биографий известных российских журналистов, правозащитников и общественных деятелей: Анны Политковской, Галины Тимченко, Лизы Глинки, Чулпан Хаматовой, Антона Носика и других.
Расскажи о названии, почему Огонёк? У меня первая ассоциация с известным журналом «Огонёк», который, к сожалению, не так давно перестал выходить в издательстве Коммерсантъ.
Несколько причин для такого названия, но мне хотелось бы, чтобы читатель узнал о них из книги. Скажу лишь, меня радует, что у тебя именно такая ассоциация. Главная героиня романа — журналистка, и посвящен он, в первую очередь, российской журналистике.
Почему тебя волнует судьба журналистики в России и история ее становления?
Правильнее будет сказать, история ее сопротивления… Оговорюсь, «Огонек» в нынешних реалиях — книга, безусловно, «диссидентская», и все же она не столько про политику и независимую прессу, а, скажем так, про сегодняшних «героев нашего времени» и их жизнь в России последние тридцать лет.
Мой интерес к журналистике начался с просмотров первых выпусков Познера и «Школы злословия» с Авдотьей Смирновой и Татьяной Толстой. Нравилось слушать не столько приглашенных гостей, сколько самих интервьюеров. В 2014 году меня до глубины души возмутила и тронула история журналистов Ленты.ру, создавших впоследствии новостное издание «Медуза». Позднее я с увлечением следила за деятельностью набиравших популярность ведущих ютюб-каналов — Дудь, Солодников, Гордеева, Шихман. А в конце 2018 посмотрела документальный фильм об Анне Политковской и поняла, что хочу написать о журналистах. На мой взгляд, честные, принципиальные, смелые российские журналисты заслуживают того, чтобы быть героями современной прозы. Уточню, героями не только биографий и нон-фикшн книг, но и художественных романов.
Почему героиня твоей книги — девушка? Женское лицо в современной журналистике можно сказать появилось недавно.
Анастасия с сыном
Во многих сферах деятельности женское лицо появилось относительно недавно, но как раз таки в правозащитной российской журналистике и вообще среди видных представителей независимых российских СМИ женщин возможно даже больше чем мужчин, и, по-моему, уже довольно давно. Однако не только поэтому центральный персонаж моей книги — девушка, а еще и потому, что в рассказе о ней основное внимание уделяется не профессии и не политическому контексту, а ее внутреннему миру, взрослению и отношениям с близкими людьми. Чтобы история получилась честной, очень многое из рассказанного о своей героине я взяла из собственного жизненного опыта, из разговоров с людьми, встретившимися мне в разных уголках России и Франции, из пережитых мною лично переживаний, страхов и радостей. Я бы не хотела ярлыка «женская литература» применительно к моей книге, но мне определенно было проще раскрыть характер и ход мыслей девочки-девушки-женщины, нежели мальчика-парня-мужчины.
Какие российские СМИ ты читаешь сейчас? Есть ли у тебя любимые журналисты в современной России?
Если коротко, то я читаю прессу, которую в России теперь принято называть либеральной, оппозиционной или даже пятой колонной. Чаще всего слежу за новостями на «Медузе», реже на сайте «Новой Газеты» и «Ведомостей». Кроме того, сейчас удобно узнавать о происходящем из публикаций в соц сетях журналистов-блоггеров, типа Варламова, Пивоварова, Собчак. Кого бы я назвала в числе моих любимых журналистов? Катерина Гордеева, Елена Костюченко, Шура Буртин… Галина Тимченко и Елена Милашина — для меня настоящие герои и в каком-то смысле мои кумиры. Дмитрия Муратова не могу не упомянуть. Юра Дудь — замечательный парень. Могу еще долго продолжать.
Ты где-то училась писательскому мастерству или доверилась себе?
Только в школе на уроках русского языка и литературы :)
Есть ли у тебя задумки о новых книгах?
Есть, но о них еще рановато говорить. Пока не понимаю, смогу ли реализовать задуманное: для этого требуется съездить на какое-то время в Россию, поговорить со «свидетелями эпохи», а планировать такую поездку в текущей ситуации сложно.
В российских изданиях вышло несколько интервью с Анастасией Жолен, где автор романа о журналистике подробно описывает историю своего переезда из села Красный Чикой Забайкальского края в Париж. Прочитать интервью газеты Chita.ru можно по ссылке, еще одно интервью из газеты infpol.ru доступно по ссылке.

Желаем удачи Анастасии и приглашаем прочитать книгу «Огонёк», доступную на Литресе, а также в печатной версии на сайтах Ridero.ru и Wildberries.ru.

ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ЖУРНАЛА

БУДЬ В КУРСЕ СОБЫТИЙ,
ПОДПИШИСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
КОНТАКТЫ
Есть вопросы и предложения, вы хотите быть в каталоге?
Напишите нам!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности