Эмигранты и алкоголики
Дорогие эмигранты, подождите кидаться в меня камнями и помидорами. Я сейчас объясню, почему эмигранты и алкоголики похожи и чем это не самое почетное сравнение может быть полезно. Слушайте.
Во-первых, они похожи тем, что и эмигранты, и алкоголики эмигрируют из одной страны в другую. Алкоголики эмигрируют из ужасной и мрачной страны беспробудного пьянства в прекрасную страну трезвости. Эмигрируют всем сердцем, твердо и решительно, давая клятву никогда не возвращаться назад. Затем они радуются каждому трезвому дню, рассказывают, что впервые за много лет услышали запах зеленых листьев, гуляют с детьми, целуют жену, просыпаются с чистой головой, затем неожиданно для всех выпивают и возвращаются в страну пьянства. Уверен, вам знакома эта история.
Эмигранты тоже уезжают из одной страны в другую, из одной жизни (не самой лучшей) в другую, радуются, восхищаются, потом многие внезапно покупают билет назад и возвращаются. Очень многие. Многие не возвращаются, но грустят, плачут по ночам и живут исключительно своим прошлым.
И вот вопрос: почему? Почему то, что вчера казалось очевидным, сегодня таким не кажется, то, что вчера радовало, сегодня вызывает скуку и тоску. Почему ад прошлого и рай настоящего меняются местами и превращаются в рай прошлого и ад настоящего.
Мне проще объяснить на алкоголиках. В силу своей профессии (я изначально специализировался как аддиктолог – врач по зависимостям) я много работал с токсикоманами, алкоголиками и наркоманами. Сейчас они так не называются. Они называются красивым словом аддикты. «Ты алкоголик!». «Нет, я алкогольный аддикт!». В том числе я работал с зависимыми, которые проходили курс реабилитации по программе анонимных алкоголиков (АА). Этой программе скоро будет без малого сто лет. И они меня многому научили.
Они рассказали мне, что для алкоголика, выходящего из страны пьянства, из страны химической зависимости, самое важное – это не забыть все самое страшное, что с ним происходило там. Это сложная противоестественная задача. Защитные системы нашего мозга так устроены, что стараются вытеснить из нашей памяти все страшные и плохие воспоминания, чтобы они нас не травмировали. Мы сами им активно в этом помогаем. Мы не хотим помнить все плохое. Нам в этом помогает популярная психология. «Забыть, отпустить, простить, написать на бумажке, сжечь и забыть».
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности. Мы не передаём ваши данные никому.
В этом главная опасность. Анонимные алкоголики это хорошо понимают. Каждую неделю они собираются вместе на малые психологические группы и каждый по очереди вспоминает все самые худшие моменты из своей жизни, связанные с употреблением алкоголя. Это помогает. Это возвращает мозг назад и помогает трезво смотреть на свою настоящую вовсе не во всех местах пахнущую свежими листьями трезвую жизнь.
Сколько было у меня клиентов с зависимостью, которые говорили мне: «Доктор, а нельзя ли как-то вырезать из моей памяти все то плохое, что было в моей алкогольной или наркотической жизни». «Нет, нельзя, - отвечал я, - а если бы и было возможно, то на следующий день после этого вы бы вернулись к употреблению».
Равным образом и мозг эмигрантов помимо их желания день за днем стирает из памяти все самое плохое, что было в прошлой жизни, и выдвигает на первый план все самое хорошее. А в настоящей эмигрантской жизни ко всему хорошему быстро привыкаешь и начинаешь лучше видеть все не самое лучшее. Это известно. Как говорится, не путайте туризм с эмиграцией.
Мой любимый фламандский герой Тиль Улленшпигель всю жизнь носил на шее мешочек с пеплом сожжённого на костре отца, чтобы не забывать, что из себя представляет «святая», «добрая» католическая церковь, чтобы не расслабляться и всегда держаться от нее подальше.
ЕЩЁ МАТЕРИАЛЫ ЖУРНАЛА